Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил книги, научился чувствовать и видеть то, о чем хочет сказать автор? А просто нужно грамотно построить работу с текстом. И в этом главная роль принадлежит учителям. Прежде всего у ребенка должно появиться желание взять в руки книгу и разобрать текст. Проблема нежелания читать обучающимся стоит сейчас очень остро и препятствует восприятию ребенком предметов. А это снижает качество обучения. Ведь качество обучения можно определять по уровню подготовленности выпускников учебного заведения и их востребованности обществом.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с.Турты-Хутор имени Хатамаева Али Батиевича» обучается 70 человек. Наша школа находится в живописном месте в центре села, далеко от города, но и в нашем небольшом поселке тоже кипит жизнь, потому что школа –центр любого населенного пункта. Здесь главными героями являются дети и учителя.
В январе 2022 года в рамках недели русского языка и литературы проходили внеурочные мероприятия, направленные на повышение читательской грамотности обучающихся. Мы долго думали над тематикой и формами проведения мероприятий.
Ни для кого не секрет, что при участии в последнем исследовании Международной программы по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) самый низкий результат российские школьники показали именно по читательской грамотности.
Как и все школьники наши обучающиеся 8,9 классов принимали участие в работе на сайте Российской электронной школы и выполняли задания по 6 направлениям с целью мониторинга сформированности функциональной грамотности.
Ребята столкнулись с определенными трудностями. При выполнении заданий по функциональной грамотности обучающиеся 8,9 классов ощущали неуверенность в чтении текстов, так как тексты были громоздкие, со сложной лексикой. Выполнение работ требовало наличия базовых знаний и умения применять полученные знания в практической деятельности.
Учителями - филологами школы были выявлены недостаточно сформированные умения обучающихся при работе с текстами.
Это и натолкнуло на идею проведения мероприятий по русскому языку и литературе, которые направлены на повышение читательской грамотности обучающихся 5-11 классов.
Среди всех мероприятий самая эффективная работа по этому направлению была организована при проведении деловой игры «Корректор», которая прошла 28 января 2022 года.
Все дети любят играть. И неважно сколько им лет, игра увлекает даже взрослого человека. Нами специально были подобраны дифференцированные задания, рассчитанные на разный возраст обучающихся, от 5 по 11 класс.
Игра «Корректор» показала эффективность разнообразных заданий по работе с текстом. В игре использовались элементы технологии продуктивного чтения, которая была представлена заданиями: чтение с помощью решётки, поиск смысловых несуразностей, чтение с пропущенными окончаниями. Помимо этих заданий обучающимся было предложено перевести один из текстов на чеченский язык. Переводы получились интересные, дословные, что позволило сделать вывод о качестве преподавания родного языка.
Трудности в выполнении заданий наблюдались из-за того, что обучающиеся являются билингвами. Однако, ребята блестяще справились с заданиями. На этапе рефлексии все сказали, что им было интересно и весело, понравилось работать в команде.
В деловой игре приняли участие не только обучающиеся, но и учителя- предметники.
Наши участники – корректоры работали с предложенными текстами. увлеченно и дружно.
В конце мероприятия был выпущен литературный альманах «Грамотеи», где каждая команда оформила свою страницу.
В игре приняли участие 27 обучающихся (4 команды), учителя начальных классов, учителя-предметники.
В связи с этим, по наблюдениям и сделанным выводам, возникает необходимость в усилении работы на уроках и во внеурочное время по всем видам чтения, с использованием развивающих заданий при работе с текстом. Это вызывает интерес у обучающихся и делает обучение не таким скучным.
Умение работать с текстом решит многие проблемы обучающегося. Восприятие всех предметов станет легче, так как умение читать помогает осмыслить текст учебника, задания, которые предлагает учитель.
Перед коллективом педагогов и обучающихся открылись новые маршруты по стране знаний. И может быть чтение станет для детей главным занятием в школьной жизни. При помощи чтения они смогут открыть для себя много увлекательных и интересных историй. Им нужно только помочь в этом. И наша задача не дать потухнуть огоньку, который мы начали разжигать в их сердцах. Учителю надлежит стать проводником в мире художественной и научной литературы.
Тогда в путь, по новым маршрутам к заветной цели!